В Министерство юстиции Российской Федерации нередко приходят жалобы на адвокатов.
Граждане высказывают неудовлетворенность качеством работы защитников ("обещал, но не сделал", "гарантировал, а не получилось"), требуют вернуть незаслуженный гонорар. Но мер по таким письмам, как правило, не принимают, поскольку направлены они не по адресу.
Адвокаты объединены по территориальному принципу в самоуправляемые организации — адвокатские палаты. И хотя "адвокатская палата не отвечает по обязательствам адвокатов", именно при ней действуют органы, возбуждающие дисциплинарное производство, выносящие заключения о наличии или отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей, и накладывающие взыскания. Это — совет адвокатской палаты и квалификационная комиссия.
Именно в эти органы, а не в Министерство юстиции следует обращаться клиентам, не удовлетворенным работой адвоката. Подобное обращение может послужить поводом для начала дисциплинарного производства. К рассмотрению принимаются как жалобы, поданные доверителем адвоката или его законным представителем на неисполнение адвокатом принятых перед клиентом обязательств или допущенные промахи в работе, так и жалобы лиц, обратившихся за оказанием юридической помощи, но получивших отказ адвоката принять поручение без достаточных оснований.
Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката, жалоба, представление признаются допустимыми поводами к возбуждению дисциплинарного производства, если они поданы в письменной форме и в них указаны:
• наименование адвокатской палаты, в совет которой подается жалоба, вносится представление;
• фамилия, имя, отчество адвоката, подавшего жалобу на другого адвоката, принадлежность к адвокатской палате и адвокатскому образованию, его место жительства;
• фамилия, имя, отчество доверителя адвоката, его место жительства или наименование лица, если подателем жалобы является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
• наименование и нахождение органа или должностного лица, направившего представление о возбуждении дисциплинарного производства;
• фамилия, имя, отчество, а также принадлежность к соответствующему адвокатскому образованию адвоката, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного производства. Реквизиты соглашения об оказании юридической помощи и ордера;
• в чем конкретно выразились действия (бездействие) адвоката, давшие основания для возбуждения дисциплинарного производства;
• обстоятельства, на которых лицо, подавшее жалобу или соответствующее представление, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
• перечень прилагаемых к жалобе или соответствующему представлению документов;
• ходатайство лица, подавшего жалобу или направившего представление, о рассмотрении жалобы или соответствующего представления в квалификационной комиссии и совете в присутствии этого участника дисциплинарного производства или его представителя.
Действующая дисциплинарная практика показывает, что многие жалобы граждан на адвокатов отклоняются на стадии принятия.
Любые обвинения в адрес адвоката должны подкрепляться документально. К примеру, заявитель пишет: адвокат взял деньги, ничего не сделал. Из такой жалобы не ясно, какие деньги взял адвокат, что он не сделал из того, что ему следовало сделать? Совет палаты или квалификационная комиссия требуют от адвоката объяснений. И если становится ясно, что доверитель не обладает никакими доказательствами того, что адвокат не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязанности, жалоба отклоняется.
Поэтому — не забывайте оформлять документально Ваши отношения с адвокатом.
Очень сложно доказать, что адвокат сделал свою работу некачественно, если он не совершил очевидных просчетов: не подал жалобу в срок или получил возврат искового заявления по причине того, что оно составлено с нарушением процессуальных норм. В таком случае доверитель вправе требовать не только привлечения адвоката к ответственности, но и компенсации понесенных расходов.
Пример
В законе говорится, что жалоба должна подаваться в суд, вынесший решение, которое доверитель собирается оспорить при помощи адвоката. А адвокат направляет ее в вышестоящий суд, который ее не примет на абсолютно законных основаниях. Ни у кого в данном случае не возникнет сомнений по поводу справедливости претензий доверителя к адвокату.
Справедливыми сочтут и претензии того клиента, который укажет на очевидные недостатки составленной адвокатом жалобы (не выверена правовая позиция, обоснование иска не выдерживает критики).
Однако лучше всего и для адвоката, и для его доверителя — чтобы поводов для жалоб не возникало, а дело было выиграно. Поэтому принципиальным моментом остается момент выбора адвоката. От того, правильно или нет он сделан, зависит не только Ваш позитивный настрой на достижение намеченных в правовой ситуации результатов, но в конечном счете сами результаты. Гарантия успеха при этом — профессионализм адвоката, помноженный на плодотворное сотрудничество защитника и его доверителя.
https://www.potrebitel-russia.ru/?id=790