Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В 2024 он пройдет под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации. Нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджера, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
В рамках проведения мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей в 2024 году, основным ставится вопрос:
«Насколько потребители могут доверять «чат – ботам» с генеративным искусственным интеллектом?», поскольку основная задача «чат-бота» - давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получать недостоверную информацию и делать ошибочные выводы.
Для обеспечения эффективной защиты потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом, нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к их регулированию, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей,
в том числе особое внимание должно быть ориентировано на потребности потребителей из уязвимых категорий.
В связи с чем, Всемирная организация потребителей предлагает программы, направленные на защиту потребителей и повышение осведомленности общественности, в том числе путем публикации аналитических данных, полученных в ходе исследования.