Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 933960-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части расширения перечня заказчиков комплексных кадастровых работ (ККР).
В настоящее время заказчиками ККР выступают органы местного самоуправления. Финансирование работ производится за счёт средств местных бюджетов и субсидий, направляемых из региональных и федерального бюджетов. Законопроект предоставит возможность заказывать комплексные кадастровые работы гражданам и юридическим лицам за счет внебюджетных средств. Одним из главных преимуществ закона является возможность для частных лиц значительно снизить затраты при выполнении ККР.
«Так, по результатам анализа выполнения ККР за счет бюджетной системы Российской Федерации Росреестром была отмечена стоимость работ в отношении одного земельного участка в размере около 1200 рублей. При этом стоимость кадастровых работ, выполняемых индивидуально в отношении аналогичного участка, может превышать это значение в 10 и более раз», - заявил статс-секретарь - заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
Как отметила руководитель Управления Росреестра по Республике Адыгея М.И. Никифорова, на территории Республики Адыгея комплексные кадастровые работы не осуществлялись, основная причина отсутствие в бюджетах соответствующих уровней финансовых средств.
Вместе с тем, в настоящее время, с учетом изменений внесенных Правительством Российской Федерации, в части предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (для Республики Адыгея предельный уровень софинансирования 99 %), органами государственной власти Республики Адыгея (Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям) совместно с органами местного самоуправления и Управлением Росреестра по Республике Адыгея проводятся подготовительные мероприятия по определению территорий кадастровых кварталов, имеющих высокий приоритет для проведения комплексных кадастровых работ (МО «Майкопский район», МО «Тахтамукайский район» и МО «Город Майкоп»).
Отсутствие единой электронной картографической основы, по предварительной информации Росреестра не будет являться сдерживающим фактором для получения субсидий из федерального бюджета для проведения данных работ.
Реализация положений законопроекта будет способствовать наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) актуальными и точными сведениями об объектах недвижимости. В настоящее время Росреестр совместно с субъектами РФ реализует комплексный план по наполнению ЕГРН сведениями, в его развитие ведомство утвердило «дорожные карты» со всеми регионами.
Полные и точные сведения в ЕГРН позволят выстроить эффективное управление земельными ресурсами, создавать новые цифровые сервисы, оказывать услуги гражданам на качественно новом уровне.
В рамках доработки законопроекта ко второму чтению в число заказчиков комплексных кадастровых работ были включены также органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае выполнения таких работ за счет бюджетных средств, что позволит сократить сроки выполнения комплексных кадастровых работ. Также введены положения, предусматривающие более полное информирование населения о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам выполнения комплексных кадастровых работ. Кроме того, орган регистрации прав будет информировать об итогах внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений по результатам проведения ККР, выполненных за счет внебюджетных средств. Это будет осуществляться путем направления уведомления представителю заказчиков таких работ и кадастровому инженеру, непосредственному исполнителю этих работ.