“Это прежде всего незримая связь с моими предками". Черкесы возвращаются к своему древнему празднику Дыгъэгъазэ (Созрэш). Праздник еще не стал официальной традицией, но уже отмечается компаниями близких друзей в новом качестве. Уже нет былых старцев, возносящих свои молитвы древнему божеству, как и нет древних деревняных фетишей, извлекаемых из амбаров. Но в этом празднике самое ценное- это атмосфера теплоты и единения, и именно поэтому он становится востребованным. Возможно, ему суждено красивое будущее и он займет свое место среди таких новых памятных дат, как черкесский новый год или День памяти 21 мая? Многое зависит от контекстов, и мы живем в интересное время, чтобы это наблюдать... Праздник Дыгъэгъазэ связан с зимним солнцестоянием и отмечается в ночь с 22 на 23 декабря. К вечеру 22 декабря во дворе принято было украшать ствол боярышника (или молодого грушевого дерева) с семью ветвями. На каждой ветке укреплялась восковая свеча, а верхушка ствола украшалась круглым копченым сыром.
Свечи зажигала самая младшая из замужних женщин в семье. При этом женщина должна быть все время обращена лицом к востоку. Если замужних женщин в доме нет, то зажигала свечи младшая девочка. Если праздник встречают только мужчины, то свечи зажигает младший.
В честь праздника самый старший и уважаемый член семьи (Тхьэмадэ) произносит ритуальное приветствие-молитву, обращение (хох- Хъуэхъу), после чего боярышник заносится в дом, где начинается семейное застолье. Обрядовым напитком в эту ночь является белое вино (санэху). Праздник не ограничивается семейными посиделками— отмечали и на улице, и в ауле. Эту ночь надо провести в кругу семьи или друзей.