В ФАС опровергать данную информацию не стали, а, наоборот, сообщили о поступлении большого количества жалоб на противоправные действия банков. Как показывает их статистика, только в центральном аппарате службы было рассмотрено около 250 подобных обращений.
Но ситуация может стать еще нагляднее, если обратить внимание на всевозможные интернет-форумы и соцсети. Их тоже наводнили сообщения от обеспокоенных клиентов кредитных учреждений. Пользователи Сети жалуются на "банки-предатели", которые препятствуют доступу к вкладам физлиц. Некоторые из участников обсуждений даже предложили устроить флешмоб-протест против таких кредитных организаций.
Как объяснил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров, такие запреты очень часто практикуются банками, причем условия "размораживания" вкладов могут быть финансово непосильными для подавляющего числа клиентов, сообщает Газета.ру.
"Нередко запрет на пополнение вводился косвенно: банк вдруг заявляет, что готов пополнить вклад, но при условии, что сумма пополнения будет не менее 5 млн руб. Много ли у нас таких граждан, которые готовы внести сразу 5 млн руб. на счет? Очевидно, что нет", - приводит издание слова Кашеварова.
Более того, как оказалось, банки могут пользоваться тремя относительно "честными способами" ущемления прав своих клиентов.
Так, когда банкирам нужно поступление средств от населения, они обещают вкладчикам хорошую процентную ставку. А когда понимают, что не могут столько выплачивать, то в одностороннем порядке снижают доходность будущих пополнений по уже заключенным договорам.
Второй волшебной палочной недобросовестных банков зачастую становится полный запрет на пополнение депозита. Или же банкиры вводят так называемый потолок внесения денег. То есть средства можно внести один раз и в ограниченном количестве. Прибегая к третьему способу, кредитные организации попросту вводят процент за снятие средств с вклада.
Объясняя такие действия банков, Кашеваров пояснил, что многим из таких кредитных учреждений дороже выгода, чем имидж. К тому же, по словам чиновника, недобросовестные банкиры рассчитывают на бездействие обиженных ими клиентов.
"Банки идут на очевидные нарушения закона о конкуренции и готовы нести имиджевые издержки по той простой причине, что в итоге это оказывается более выгодно, чем строгое соблюдение законодательства. Ведь жалуются не все, а сэкономить на вкладчике, не готовом отстаивать свои права или просто финансово неграмотном, - это конкретные миллионы рублей", - полагает чиновник.
В причинах обострения сложившихся обстоятельств юристы видят наступление кризиса. По словам руководителя антимонопольной практики "ФБК Право" Сергея Ермоленко, все это было и раньше, но сейчас из-за скачков ставки ЦБ "нечестные" банкиры активизировались.
"Аналогичные спорные моменты возникали в договорах и ранее, однако эта тема резко обострилась с приходом кризиса: в начале прошлого года банки вслед за ростом ставки ЦБ повысили ставки по депозитам, затем были вынуждены эти ставки понижать", - напоминает Ермоленко.
Чтобы не попасться в лапы кредитным организациям, практикующим такой "банковский беспредел", Ермоленко советует гражданам внимательно читать договор, который им предлагают заключить.
"Все условия по депозиту можно рассматривать как законные, только если они были четко отражены в договоре, - отмечает юрист. - Гражданам следует внимательно читать договор, в случае сомнительных или двояко трактуемых моментов лучше не вступать в отношения с кредитной организацией".