Новый федеральный закон разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции на основании плана мероприятий (дорожной карты) «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года, а также перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Это сделано в соответствии рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР), комитет по конкуренции которой в июле 2013 года признал соответствие политики защиты конкуренции в России своим стандартам.
В целом поправки направлены на снижение административного давления на бизнес страны и республики. В этих целях в новом году усилия антимонопольной службы Адыгеи будут сконцентрированы на расширении действия института предостережения. Ранее предостережения о нарушении закона направлялись только должностным лицам хозяйствующих субъектов, то есть довольно ограниченному кругу лиц. Теперь же эта мера будет применяться к должностным лицам федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Будут расширено и действие института предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Если должностное лицо выполняет предупреждение, то антимонопольное дело против него не возбуждается и оно не привлекается к ответственности. А в противном случае представители УФАС возбуждают антимонопольное дело и оно рассматривается на заседании комиссии. А та привлекает виновного к ответственности или прекращает дело. Таким образом с введением этого института бизнес получил возможность оперативно устранять нарушения законодательства без наложения штрафов, а ФАС - возбуждать дела только после отказа хозяйственных субъектов исполнять полученные предупреждения.
С нового года республиканскому антимонопольному ведомству поправки дадут право наказывать должностных лиц органов власти и местного самоуправления за факты ограничения ими конкуренции в той или иной сфере. Речь идет о действиях(бездействии) должностных лиц федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов и организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранении конкуренции, ограничению свободного перемещения товаров и услуг. Нарушения закона могут повлечь за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 50 тыс. рублей. А повторное нарушение статьи 14.9 может повлечь за собой дисквалификацию на срок до трех лет.
Как пояснил Аслан Кубашичев, изменения в закон уточняют термин «доминирование на рынке». Теперь исключена возможность признания доминирующим положения хозяйственного субъекта на рынке, доля которого не превышает 35%, кроме случая коллективного доминирования. Конкретизирована и статья 10 закона «О защите конкуренции». Злоупотребление доминирующим положением запрещается, если результатом является или может стать недопущение, ограничение и устранение конкуренции. Не допускается оно и в случае, если приводит к ущемлению интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности или ущемлению интересов неопределенного круга потребителей. Изменениями упразднен реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% и расширены полномочия Правительства РФ устанавливать Правила недискриминационного доступа на рынки. Правила недискриминационного доступа к услугам финансовых организаций утверждаются ФАС по согласованию с Центральным Банком России.
Изменения исключили из понятия «вертикальное соглашение» положение о том,что агентский договор не является «вертикальным соглашением». Введено новое понятие «картель покупателей». Им признаются и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между предприятиями, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке. Уточнены антимонопольные требования к торгам. Теперь запрещается заключение соглашений между организаторами торгов и заказчиками с участниками этих торгов (частный случай координации действий их участников).
Меняется содержание понятий «контроль экономической ситуации» и признаков «недобросовестной конкуренции». Изменения в законе уточняют также правовой статус Президиума ФАС России. На него теперь возлагаются полномочия по изучению, обобщению и даче разъяснений по вопросам практики применения антимонопольного законодательства. И дано право пересмотра решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случаях, если они нарушают единообразие в толковании и применении региональными органами норм антимонопольного законодательства.
Примечания к статье 2.4 дополнены пунктом, согласно которого лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных торгов, в том числе члены конкурсной и аукционной комиссий, совершившие административные правонарушения, несут за это административную ответственность, как и должностные лица. Вводится также ответственность за нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися.
Следует отметить, что все эти изменения выстраданы реалиями практической деятельности антимонопольных органов страны, и они уже давно назрели. Можно сказать, что их диктует не только законодатели, но и сама наша меняющаяся жизнь. Будем надеяться, что изменения законодательства послужат наведению порядка в рыночных отношениях, помогут бизнесу встать на ноги, а всей экономике в целом на путь стабильного развития.
Сергей БОЙКО