Практика применения 44-ФЗ: проблемы, пути решения
Правоприменительную практику проведения закупок и торгов в соответствии с Законом о контрактной системе (44-ФЗ) и Законом о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) обсудили сегодня, 9 июня 2015 года, в ходе расширенного заседания Комитета по развитию конкуренции в формате круглого стола «Практика применения 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2015 году: проблемы, пути решения и законотворческие инициативы», который прошел в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).
Статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский рассказал экспертам о статистике работы по 44-ФЗ. Так, в 2014 году количество согласований с единственным поставщиком выросло в 6 раз. Цифры по обоснованности жалоб в прошлом году принципиально не изменились: признано обоснованными 41%.
Он выделил такие проблемы применения 44-ФЗ, как субсидирование ГУПов и МУПов, субъективные критерии, которые дают возможность "заточки" аукциона, невозможность администрирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
"Мы сделали шаг назад в строительстве, переведя закупки в этой сфере на конкурсы. Денежный порог, необходимый для проведения конкурса, проходит практически любая стройка. Нужно проводить отбор организации для строительства типовых объектов на аукционе", - подчеркнул замглавы ФАС России.
Говоря о 223-ФЗ, он отметил недостаточное правовое регулирование закона, при этом добавил, что "по 223-ФЗ мы сейчас наблюдаем эффект, который уже видели ранее при работе по 94-ФЗ, когда закон начинает работать, количество жалоб возрастает. По прошлому году признано обоснованными также 41%".
Заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов в своем выступлении также коснулся статистики, системных проблем и перспектив развития 44-ФЗ. "Сегодня строительство составляет половину рынка госзаказа, а это порядка 3,5 - 4 трлн рублей. При этом закупки в этой сфере проходят архаичным путем подачи заявок на бумажных носителях", подчеркнул он и рассказал о методах подлога результатов таких конкурсов от физического воздействия на процесс подачи заявки до манипуляции с поданной документацией.
"Значимость субъективного критерия возросла с 20% до 40%, а это значит, что компании надо снизить цену практически до нуля, - отметил Артем Лобов. - Что же касается малого бизнеса, то сегодня нет единых критериев определения субъекта малого предпринимательства. В 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять 15% закупок у малых предприятий, при этом закон дает возможность передачи заказа на субподряд, так крупные компании просто перекачивают деньги в собственные малые компании, за счёт этого и выполняются необходимые 15%. Так, в 2014 году только 7 регионов не выполнили этот норматив".
Говоря о возросшем количестве жалоб по 44-ФЗ И 223-ФЗ, заместитель начальника управления отметил, что эта тенденция - попытка сформировать практику экспертным сообществом, а также уверенность рынка в том, что в ФАС можно защитить свои права.