ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) внедряет систему антимонопольного комплаенс. Оператор намерен активно заниматься профилактикой нарушений антимонопольного законодательства. Взамен МТС рассчитывает на преференции от Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Представители ведомства подтвердили, что готовятся выступить с соответствующей законодательной инициативой.
Антимонопольный комплаенс - система мер и процедур по оценке и предупреждению рисков нарушения антимонопольного законодательства. МТС создала свое антимонопольное подразделение, разработала соответствующие внутренние нормативные документы, механизмы и регламенты, запустила обучающие программы для сотрудников и единую "горячую линию" для консультаций по спорным вопросам.
Как сообщил вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов, от идеи до запуска системы прошло два года. Сейчас она работает в тестовом режиме. Полноценно служба антимонопольного комплаенс оператора начнет функционировать в марте.
Во сколько обошлось внедрение системы, компания не раскрывает. По словам Руслана Ибрагимова, речь идет о нескольких десятках миллионов рублей. Для проработки теоретической базы, анализа бизнес-процессов, рынков и рисков привлекали две консалтинговые компании (одна из них - Ernst & Young).
Внедряя комплаенс, компания добровольно вводит ограничения. По словам Руслана Ибрагимова, это требует более консервативного подхода к бизнес-процессам, дополнительных затрат на персонал, аудит и так далее. Но руководство МТС хочет знать, ради чего вводит самоограничения, поэтому один из важнейших вопросов для них - отношение к этому со стороны ФАС. "Чем больше компаний это сделают, тем лучше всем - бизнесу, государству, потребителям. Но для этого их нужно как-то мотивировать", - сказал Руслан Ибрагимов. В качестве примера такой мотивации он привел отношения МТС с налоговой службой.
Напомним, в начале ноября МТС стала участником института расширенного информационного взаимодействия с налоговыми органами. За открытость и сотрудничество компания может рассчитывать на снижение количества и облегченный режим проверок от ФНС . В компании также действует служба антикоррупционного комплаенс.
До того, как объявить о запуске новой службы, руководство МТС провело консультации и обсуждение дальнейшего сотрудничества с представителями антимонопольного органа. ФАС инициативу приветствует, сообщил заместитель руководителя ведомства Сергей Пузыревский. "Цель, которую преследует компания, внедряя антимонопольный комплаенс, не в том, чтобы избежать ответственности, а в том, чтобы не совершить правонарушение", - пояснил он. По мнению Сергея Пузыревского, если компания сделала все, чтобы не совершить нарушения, а кто-то из менеджеров пошел против корпоративных интересов - он должен понести наказание. Но компания должна иметь право на смягчение или освобождение от ответственности. Как сообщил заместитель главы ФАС, в следующем году ведомство планирует обсудить возможность выступить с соответствующей законодательной инициативой и определить параметры преференций, которые получает компания, внедрившая такую систему. "Возможны ситуации, при которых компания может быть освобождена от ответственности. Например, если она сама выявила нарушение, сообщила об этом антимонопольному органу и устранила последствия нарушения", - заявил Сергей Пузыревский.
Как сообщил Руслан Ибрагимов, примеры внедрения антимонопольных комплаенс на таком системном уровне в России ему не известны. Конкуренты МТС утверждают, что у них в этом плане все в порядке. "В Tele2 уже много лет работает система внутреннего контроля (в том числе антимонопольного комплаенс), которая покрывает все вопросы соответствия деятельности компании законодательству", - сообщили ComNews в пресс-службе оператора. "ВымпелКом" объявил о старте реализации обновленной комплаенс-стратегии еще в конце 2014 года, заявила пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. "Мы уже инициировали серьезные изменения в ряде существующих в компании процедур, в том числе в части мониторинга конфликтов интересов, соблюдения этических норм сотрудниками, прозрачности и добросовестности критериев выбора поставщиков, а также неукоснительного соблюдения антикоррупционного и антимонопольного законодательства", - сказала она.
"МегаФон" информирует и обучает сотрудников, мониторит и контролирует как они соблюдают законы, а также проводит другие мероприятия и процедуры по предупреждению рисков нарушения антимонопольного законодательства, сообщила руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина. По ее словам, в рамках экспертных групп уже давно обсуждается инициатива по снижению мер ответственности при создании в компаниях систем предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. И "МегаФон" эти инициативы поддерживает.
Однако, представителей ФАС беспокоит, что компании могут внедрять антимонопольный комплаенс лишь формально, ради получения преференций. Как сообщил после консультаций с представителями ведомства вице-президент МТС Руслан Ибрагимов, нужны некие стандарты, сертификация. И оператор готов предложить контролирующему органу свою систему в качестве образца для стандарта.