Деятельность так называемых "автоюристов", которые через суд добиваются резкого увеличения выплат страховых компаний, уже привела к сворачиванию страховыми компаниями работы в ряде регионов, после чего автомобилисты столкнулись с недоступностью полисов ОСАГО.
Кашеваров подчеркнул, что не понимает, почему "всеми страховыми компаниями ненавистно движение "автоюристов".
"У каждого гражданина есть право выбирать способ защиты. И если кто-то что-то не доплачивает, надо в первую очередь смотреть на себя с точки зрения выплат, а не обижаться на кого-то, кто защищает права, если они требуют защиты по существу", - сказал замруководителя ФАС, отметив, что потребитель всегда является слабой стороной, особенно в отношениях с финансовыми организациями.
По мнению Кашеварова, если потребитель жалуется, что страховая компания не в полном объеме выплачивает страховое возмещение, то в этом случае привлечение адвокатов или юристов для защиты прав страхователей "вполне нормальный процесс".
Кроме того, он не разделяет мнение страховых компаний, что деятельность "автоюристов" генерирует им убытки.
"Что значит убытки? Если, допустим, у меня оценка ущерба 38 тыс. рублей, а мне выплачивают 5 тыс. рублей, как в таком формате говорить о том, что страховщики терпят убытки, когда они должны эту сумму мне возместить?", - сказал замруководителя ФАС.
Он добавил, что в этой связи систему страхования необходимо выстроить таким образом, чтобы ОСАГО работало как в интересах потребителей, так и участников этого рынка.
Ранее источник на страховом сообщил ТАСС, что представители страховых компаний, Центрального банка и Верховного суда проведут 26 мая встречу для обсуждения проблемы криминальных юристов, специализирующихся на спорах по возмещению ущерба в рамках "автогражданки".
В частности, Российских союз страховщиков (РСА) подготовил план мер по борьбе с деятельностью "автоюристов". По мнению страховщиков, проблема "автоюристов" является основной для рынка обязательного автострахования, поскольку из-за нее компании столкнулись с многомиллиардными убытками.
Так, страховщики просят Верховный суд выпустить ряд разъяснений для судов по наиболее популярным схемам, благодаря которым "автоюристам" удается выигрывать судебные разбирательства и взыскивать судебные выплаты, которые могут в разы превышать размер страховых компенсаций.
Страховщики предлагают при оценке ущерба руководствоваться единой методикой и ценовыми справочниками, разработанными РСА, а также в обязательном порядке предъявлять поврежденное транспортное средство для осмотра.
В письме РСА, направленном Верховному суду, подробно разъясняется схема работы "автоюристов", которые перехватывают потерпевшего после ДТП и на месте аварии заключают с ним договор или же оформляют доверенность. "Автоюристы" на месте выплачивают своему клиенту определенную часть средств, после чего у потерпевшего пропадает интерес обращаться к страховщику ОСАГО напрямую. Однако, по мнению страховщиков, потерпевший получает сумму, как правило, меньше размера ущерба, который могла бы выплатить страховая компания.
Далее страховщику ОСАГО направляется досудебная претензия, а поврежденный автомобиль на осмотр не предоставляется. Таким образом, говорится в письме РСА, страховщик не имеет возможности определить размер ущерба, а штрафы, пени и завышенный размер ущерба идут не в пользу потерпевшего, а в пользу "автоюриста".
По данным, приведенным в письме РСА, "автоюристы" вывели со страхового рынка около 10 млрд рублей в 2015 году. Доля судебных выплат в общем объеме страховых выплат в Южном федеральном округе, одном из наиболее проблемных, уже достигает 40%.
При этом если средний размер выплаты по ОСАГО в досудебном порядке в 2011-2015 годах составлял 35 615 рублей, то средний размер выплаты за аналогичный период времени с учетом судебных издержек почти вдвое больше - 62 944 рублей.