На протяжении последних лет закон прошел несколько стадий обсуждения с экспертным и предпринимательским сообществом.
Основанием для разработки закона стала Дорожная карта по развитию конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, а также рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Изменения «четвертого антимонопольного пакета» направлены на уточнение порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, расширение института предупреждения и предостережения на недобросовестную конкуренцию, другие формы злоупотребления доминирующим положением и на действия органов власти.
Кроме того, законом упразднен реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов. По мнению антимонопольной службы, он накладывал не только существенные ограничения на осуществление гражданских прав, но и предусматривал ряд дополнительных обязанностей.
Также закон предоставляет право Правительству РФ определять для хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке более 70%, правила недискриминационного доступа к товарам, при нарушении ими антимонопольного законодательства.
Закон о защите конкуренции дополнен новой главой о недобросовестной конкуренции, подготовленной с учетом судебной практики и лучшего зарубежного опыта.
Центральный аппарат ФАС России наделяется полномочиями по пересмотру решений и предписаний территориальных органов в случае нарушения ими единообразия в толковании и применении антимонопольного законодательства. Для реализации этих целей создана апелляционная инстанция, которая уже функционирует.
«Считаю, что принятие «четвертого антимонопольного пакета – это важная, но не единственная составляющая эффективной антимонопольной политики в нашей стране. Важным элементом является практика правоприменения принятых норм предпринимателями, антимонопольными органами и судами», - подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.