В ходе мероприятия заместитель руководителя ФАС России выступил с докладом, посвященным современным проблемам развития российского антимонопольного законодательства и рассказал об основных инициативах ведомства в этой сфере.
По словам Сергея Пузыревского, одним из ключевых направлений тарифной политики в ближайшей перспективе должна стать либерализация тех сфер естественных монополий, в которых сформировались условия для конкуренции.
«Как бы регулятор не стремился снижать издержки естественных монополий, ему все равно будет трудно достигнуть эффекта, который дает конкуренция. Потому что если у вас есть сильный конкурент, то вы никогда не допустите избыточных трат и неэффективного использования средств – вас просто выдавят с рынка», - сказал он.
По мнению представителя ФАС России, за минувшее десятилетие естественные монополии получили возможность накопить значительные ресурсы, которые в текущий условиях могут быть направлены на поддержание других участников экономики, стать «донором» для их развития.
Еще одним значимым вопросом является участие самого государства в экономике.
«К сожалению, опыт антимонопольного контроля в этой сфере показывает, что приход государства в привлекательную для частного капитала сферу, как правило, приводит к ее монополизации, – подчеркнул Сергей Пузыревский. – Поэтому важным шагом в развитии регулирования может стать реформа ГУПов и МУПов, которую мы обсуждаем уже несколько лет, и которая, как мы надеемся, будет принята в ближайшее время».
Другой не менее важной темой остается поддержка российского малого и среднего предпринимательства. В частности, одним из предложений ФАС России является введение иммунитета от антимонопольного регулирования.
«Мы считаем, что малый бизнес не должен думать про антимонопольное законодательство, потому что его рыночная сила слишком мала. Мы очень надеемся, что соответствующий законопроект будет принят в ближайшее время», - отметил Сергей Пузыревский.
В заключение замруководителя ФАС России напомнил, что ведомство продолжает обсуждение возможности обеспечения доступа малого бизнеса к закупкам крупных компаний.
«Идея, которую мы озвучили изначально – закупать 10% товаров и услуг у субъектов малого бизнеса вызвала возражения со стороны многих крупных предпринимателей, но, тем не менее, мы предлагаем вести дальнейший диалог и надеемся, что в итоге мы выработаем предложение, приемлемое для всех сторон», - заключил он.