История создания антимонопольных органов берет свое начало с 1990 года, когда был образован первый федеральный антимонопольный орган — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России).
В 1991 году был принят первый антимонопольный закон – Закон РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. С него началась история антимонопольного законодательства в нашей стране.
В том же 1991 году было принято решение об организации и создании территориальных управлений ГКАП РФ во всех субъектах нашей страны, и 08.01.1992 года было образовано Адыгейское территориальное управление ГКАП России.
С 1997 года по 1998 год Адыгейское территориальное Управление входило в систему территориальных органов Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (ГАК России). Совместно с органами власти Управление участвовало в регулировании воздействия внешней конкуренции на местный товарный рынок, поддерживало развитие коммерческих предпринимателей, защищало права потребителей, осуществляло контроль за деятельностью субъектов естественных монополий и контроль за соблюдением рекламного законодательства. Первого января 1999 года ГАК России был преобразован в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
Период 1999 - 2004 г.г. антимонопольное Управление - территориальная структура Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Основными задачами Управления являлись: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, рекламного законодательства, проведение федеральной политики в области государственной поддержки предпринимательства, осуществление контроля за выполнением решений МАП России по государственному регулированию деятельности субъектов естественных монополий.
Также Управление участвует в обобщении практики применения законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Управления, разрабатывает предложения по его совершенствованию, контролирует и дает согласие при создании, ликвидации, преобразовании хозяйствующих субъектов и при приобретении акций, паев, долей участия.
С января 2000 года вступил в силу Федеральный Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», и контроль за соблюдением этого закона был также возложен на антимонопольные органы.
Начиная с февраля 1992 г., когда впервые в истории России был принят Закон "О защите прав потребителей", и до 2004 года антимонопольный орган осуществлял государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
С мая 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства упразднено и образована Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которой, частично, переданы функции упраздняемого Министерства и преобразуемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и Приказу МАП России № 4-ЛК от 09.04.2004 г. территориальные органы упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства переданы Федеральной антимонопольной службе. В том же году территориальное Управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Республике Адыгея переименовано в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея.
С 1992 года и по настоящее время антимонопольную службу в Республике Адыгея возглавляет Аслан Капланович Кубашичев.
За это время территориальным органом было налажено взаимодействие со всеми органами власти и управления Республики Адыгея. Адыгейское УФАС России имеет соглашения о сотрудничестве со многими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными органами.
Деятельность в проведение государственной политики в области развития конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и добросовестный труд руководителя Адыгейского УФАС России Аслана Кубашичева отмечен присвоением ему звания «Почетный работник антимонопольных органов России», ведомственной наградой – памятной медалью «Патриот России», неоднократно вручались почетные грамоты и объявлялись благодарности антимонопольной службой России.
Руководитель награжден медалью «За заслуги в деле укрепления сотрудничества и развития взаимоотношения между народами».
В Республике Адыгея вклад руководителя Адыгейского УФАС России в экономику региона по достоинству оценен присвоением почетного звания «Заслуженный экономист Республики Адыгея».
За достигнутые успехи в проведение антимонопольной политики в Республике Адыгея и высокий профессионализм отмечен Главой республики Адыгея и удостоен высшей наградой республики, медалью «Слава Адыгеи», Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея также вручил руководителю Адыгейского УФАС России высшею награду Почетный знак «Закон.Долг.Честь».
Подобран и сформирован молодой, но в то же время профессиональный коллектив единомышленников.
В Адыгейском УФАС России в настоящее время работает 11 человек. В организационную структуру входит один отдел – отдел контроля государственных закупок и антимонопольного контроля органов власти
и должностные лица, непосредственно подчиненные руководителю УФАС.Сотрудники Адыгейского УФАС России также отмечены наградами ФАС России и Республики Адыгея.
Некоторые работники, прошедшие школу в антимонопольном управлении, достойно продолжают свою трудовую деятельность в других органах власти, в коммерческих структурах. Другие, которым особая благодарность – на заслуженном отдыхе.
Антимонопольное регулирование в России идет эволюционным путем: совершенствуется законодательство, растет опыт правоприменения, благодаря целенаправленной антимонопольной политике изменяются производственные отношения в целых отраслях.
Базовые положения Закона о конкуренции 1991 года, институциональные и процессуальные основы деятельности независимого антимонопольного органа остаются неизменными вот уже четверть века, доказывая свою правильность и эффективность.